С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                                     ( "П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И")

                                    ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА


                                                        
Презентация  раздела  "Время и монашество"


 

                                             ГЛАВНАЯ
                         ПОЛИТИКА - СТАТЬИ, КОММЕНТАРИИ
                                     ЛИТЕРАТУРА: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ
                                  ФИЛОСОФИЯ - ЗАМЕТКИ, СТАТЬИ
                         МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ

 


  

Презентация  раздела     "Время  и монашество"

 

У  меня есть статья, написанная к  100- летию Великой Октябрьской   Социалистической Революции «Проблема "Церковь- государство" в свете и в отсветах русской революции

http://www.vsurikov.ru/2016/2016p1210vosr100.htm  ,  в которой со  ссылкой

на  книгу Антона Владимировича Карташова "Воссоздание Святой Руси"  затрагивается     и   проблема  социального  служения  монашества.

А.В. Карташов  писал, в частности:"Мы — люди церковные и православные знаем, что во Христе две природы — Божеская и человеческая соединены «неслитно», но и «нераздельно». Эта формула IV вселенского собора обязует нас считать безнадежное разделение церкви и государства ересью несторианской или монофизитской (можно истолковать в обоих смыслах — но во всяком случае — еретических) и, наоборот, — мыслить православную норму в их «нераздельном и неслиянном»сочетании. Церковь есть душа мира и орудие божественного мироправления. Она должна духовно управлять миром, водворять царство Христово и на земле...

Наше «возделывание земли», т. е. наше культурное, историческое созидание и творчество не есть ухождение от делания Царства Божия, как Царства только Небесного, а именно служение ему в той двуприродной, небесно-земной, богочеловеческой православно-халкидонской полноте, которая составляет долг, обязанность православия не только в мысли, в богословии теоретическом, но и в действии, в практике, в богословии практическом.Без соблюдения этого богословского равновесия, без этого посильного разрешения в действии антиномии духа и плоти, многие православные фактически, конечно, не понимая и не сознавая этого, монофизитствуют. И чем еретичнее они богословствуют, тем кажутся самим себе и более благочестивыми и более ортодоксальными. И этот монофизитский уклон незаметно опутывает и мысль «лево» настроенных и «право» настроенных богословов. И тем и другим приятнее, религиозно комфортабельнее отпихнуться от этой греховодницы-земли, плоти, материи, экономики, этой с позволения сказать «поганой политики». И просто жить в церкви, подальше от этой скуки, «отдыхать душей» от надоевшей, принижающей «улицы», от всего «базара житейской суеты»."

Эти великие слова, возможно, следовало бы занести в уставы всех действующих православных монастырей.

К чему   он призывает здесь Русскую Православную Церковь и находящихся под ее покровом мирян совершенно очевидно - к активной роли в строительстве справедливого, соответствующего Духу Евангелия социума. К активному выделыванию - выпасу!- русского бытия. К русскому социальному преобразованию на основе русской традиции. Идите в мир и пасите его. Другого пути спасения  для  православных не существует.

Но А. В Карташов  не  был   первооткрывателем  темы  социального  служения   монашества-роман  Достоевского«Братья Карамазовы»  вышел в свет  почти  за век   до появления книги  А.Карташова.И главной  в  этом  романе стала  именно   эта   тема , обретшая   в нем форму  социальной  концепции Достоевского(  подробнее здесь -Роман «Братья Карамазовы» и социальная концепция Достоевского .  http://vsurikov.ru/2022/2022l0124brkaram.htm

Как  известно  в  этом  романе   старец Зосима  благословляет   Алешу  Карамазова  на  монашеское   служение   в  миру.  Особенно  впечатляющим  является   второе  его  благословление,   совершаемое  Зосимой  в присутствии Христа, когда  Алеша, стоящий на коленях у  гроба  старца, засыпает( глава« Кана Галилейская ):Начинай, милый, начинай, кроткий, дело свое!»

Будет, несомнено  уместным  привести здесь   и суждение   на этот счет прп. Паисия Святогорца: «В старину, если кто-то из монахов тратил время, заботясь о положении дел в мире, то его надо было запереть в башню. Сейчас наоборот: благоговейного монаха надо запереть в башню, если он не интересуется и не болеет за то состояние, которое возобладало в мире».

Все  эти  соображения  и подвинули меня  открыть на своем сайте  страницу « Время  и монашество» http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=vrmon/vrmon.htm ,когда   я  получил  из Оптиной  пустыни   два   текста

1.Борьба И.А. Шнуренко с трансгуманизмом в контексте событий на Украине.

  

2. Некоторые соображения в связи с Указом Президента о сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей,

 

   в   которых проблема трансгуманизма,свалившаяся на голову человечества, легкомысленно подставившегося под цифирь,  как раз и  обсуждается, причем не на тривиальном уровне,   в  связке   именно  с  моднейшим поветрием   в умах под названием цифровизация, у которой на подхвате, естественно,  не  что-нибудь, а  искусственный  интеллект,  прошедший  к  тому  же   школу дрессировки  самого г. Грефа  Германа Оскаровича.

  Из предлагаемых текстов хорошо видна неслучайность, закономерность, если угодно, появления и распространения цифро-транс-гуманистической болезни. Без понимания же неслучайности появления этой заразы,   то есть при рассмотрении ее в рамках нашего государства-цивилизации в качестве болезни исключительно извне занесенной, а не внутренней, справиться с ней, то есть взять под контроль, не удастся. В лучшем случае удастся отбиться от совсем уж гнусных (крайних) перспектив трансгуманизма и удержаться в каком-то промежуточном состоянии. Поэтому предлагаемые тексты чрезвычайно важны.

Оставляю   за  собой  право    спустя  некоторое время   прокомментировать  два эти текста чуть подробнее.

Валерий Суриков.

 

 Комментарий  к  презентации  из Оптной:

 

Карташов всё же говорил о Церкви-в-целом. - У Неё монашество является только одним из органов. Орган не должен выполнять несвойственные ему функции, иначе он не сможет выполнять свои, и тогда пострадает весь организм («Тело Христово» – согласно ап. Павлу). Другое дело, исключительные обстоятельства, когда земная жизнь подходит к кромке пропасти. Так было при Мамаевом нашествии, когда прп. Сергий дал двух монахов в войско Дм. Донского, или во время Смуты 17 века, или сейчас!... Поэтому думаю, надо подчеркнуть экстраординарность времени. И в связи с этим очень уместно было бы привести пример с отрядом старца Нифонта .

  смотри:

1. «ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ ОБИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

Страница Смутного времени»  -https://pravoslavie.ru/141039.html

 

                                                                       2.   ОСАДА ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ   https://history.wikireading.ru/208750

                                                                                                                                                          Игумен    Н/С

 

 

               

                          

 

           

                                          

 

68.    

                                             

69.    

 

70.    

 

 


 

 

 
                 ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ      
        
         ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
               НАПИСАТЬ        АДМИНИСТРАТОРУ 
                 САЙТА
Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
©ВалерийСуриков