С А Й Т         В А Л Е Р И Я     С У Р И К О В А 

                               ("П О Д      М У З Ы К У     В И В А Л Ь Д И").

                                ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА.

           Национальное  и  имперское -  письма  из  провинции. Письмо 7

 
ГЛАВНАЯ   
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ       
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ     
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ                             
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ


   

Национальное  и  имперское -  письма  из 

 провинции

Письмо   седьмое -    русское  первородство и западноевропейская  чечевичная   похлебка.

 

Наиболее  убедительным  на  круглом  столе   в   ИДК  выглядел В.Аверьянов.  И, возможно,  потому,   что    некоторые     основополагающие  принципы    национального   строительства   в  России   высказал   с  особой    ясностью  и выразительностью.  Он  решительно  поддержал, например,    следующее важнейшее  положение:  будущее должно  строиться  не  по  внешним  образцам  -  оно «должно быть укоренено в прошлом».   В  этой  простой   мысли   не  только  заключена  опора  на     традицию,  но  и идея  (  пусть  в  скрытой   форме) исключительности,  особости   русской    национальной   идентификации.   Она  также   должна  быть  укоренена  не     в     каких- то  заемных  положениях,  подобранных    где-нибудь под   Парижем  или  где-то  еще,   а  в   русской   традиции.  А  раз   так,  она  не   может    не  быть   особой,  неповторимой.     Из укорененности   в    традиции,  которая  принимается   В.  Аверьяновым  в  качестве     первейшего  принципа,  с  необходимостью   следует,  что русское -  это отличное,  скажем, от  того  же английского   не только  по неким   общепринятым признакам  (  по  тем,    в  которых    можно    легко отвлечься      от   исторического  процесса), но    и   по самому   набору  признаков….   А  значит,   не  существует  единого  определения   национального.  Оно  различно  для  каждой нации.  Именно  потому   безумство  -мерить  нас    западноевропейским  штангель-циркулем.  

        Четко замкнув   будущее  России  на  ее  традицию,   В. Аверьянов      попутно,  и   очень   убедительно,  вскрыл   суть     подхода    к  национальному   строительству  национал-  демократов:   единая  универсальная    болванка   для  всех   народов  и  времен.  Поэтому  я   допускаю,  что   К.Крылов   взметнулся     на  круглом  столе   не    от  речей   П.Калитина  -    концепция    В.  Аверьянова    вывела   его     из  равновесия, а  П.Калитин  лишь   попал  под   горячую  руку.

   Выступление    В.  Аверьянова     наглядно  продемонстрировало  и    роль, которую   в  концепциях    играют    первые  принципы,  исходные постулаты.   Так из    аверьяновского  представления  о    решающей   роли  традиции   немедленно  следует     укорененность  в  прошлом      и  русского   национализма. Более   того, В.  Аверьянов  считает,   что  русское   государство-нация  сложилось   задолго   до  появления   наций   буржуазной   эпохи,   и  такой (русский)  национализм,  по  его  мнению,  органично  стыкуется  с  имперской  идеей,  и  «если бы он развился до международного уровня, дал бы совсем иные плоды, чем «либеральный национализм» англосаксов»…

  Понятно,  что  при походах  такого   класса   легко   преодолевается   и главное   противоречие  современного   русского национально-  патриотического    движения - проблема   «национальное   государство-империя».

     Для В.  Аверьянова     совершенно     очевидно, что всё нестандартное,  особенно   такая   мощная   цивилизационная  нерегулярность, как   Россия,   должно   быть  предметом   особого  интереса    со  стороны   фельдфебелей  мировой   глобализации.  Стандартизация,  выстриг  под   машинку    всего  и  вся -  от   Кадаффи  до России и  есть    их  главная     задача.

  Из  глобализации  В.  Аверьянов  и   получает  основную  интригу   нашего  национально-  патриотического    движения:  «… корень противопоставления национального государства и империи лежит в том, что имперская государственность, какой бы она ни была (а они чрезвычайно разнообразны), в принципе, несовместима с глобализацией.»

    Не   вызывает   сомнения,  что  в   представлениях  В. Аверьянова существенную  роль   играет    идея   исторического   становления  нации,  и  понятие  империи  для  него  вписано  в  контекст  этого   становления.  На  это  указывает,  в  частности   и   следующая,  совершенно   замечательная   его  находка: «Империя может трактоваться как политический псевдоним самостоятельной цивилизации». Такое расширительное  толкование  империи  очень продуктивно.   Оно  хорошо коммутирует    с  ремизовской   гравитацией,  формируя  некоторый  предел конструктивного  развития   империи   -  предел  переходаее …   в    цивилизацию.

И   здесь   чрезвычайно   важным     становится   вводимое  В.  Аверьяновым   разделение    цивилизации  и  цивилизационности,   за  которым     несомненно   просматриваетсяразделение     русского  первородства  и  привезенной  в  Россию западноевропейской  чечевичной   похлебки. «Имперская идея это не моно-идея, а целый ряд преемственных идей. Имперская идея самообновляется. Суть ее в том, что мы, русские, создаем и несем в себе самостоятельную цивилизацию. Это наше наследие, наш союз с предками-хранителями и потомками….»

      С предельной   точностью   охарактеризован    В.  Аверьяновым и источник  тех  национальных   русских  качеств,  которые    легли   в  основу   русского  первородства.   По  В. Аверьянову   -    это  специфика   русской  империи.  Она -  континентальна,  а  это  требует  особого     (заботливого) поведения  в  отношении  присоединенных  народов…  Кроме  того,  подчеркивает  он,   русские   строят  великую  цивилизацию   в  крайне неблагоприятных   климатических   условиях. «Для такой цивилизации… нужен был особенный, очень могучий, неунывающий и жизнестойкий народ.»  А  это  -   еще  одна   определяющая  черта   национального   духа: «жизнь «для себя», замыкание на обывательском уровне бытия вызывает в русских уныние. И в отличие от более ограниченных и плоских народов протестантской Европы для нас такое уныние будет равносильно медленному самоубийству, алкоголическому и наркотическому угасанию.»

Без  большого  дела,  без   заботы  о   всех  и каждом     русские, как  нация,  просто не  выживут.    Так  получается…

 

P.S.     Библейский   образ   « первородство-  чечевичная  похлебка»  очень  удачно  в  свое  время   использовал  С.  Кургинян.   О  чем    и  считаю  нужным   напомнить.  

 

 

Письмо  первое  -  подготовительное http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0513pprov1.htm

 Письмо   второе:  кондовые  либералы   и  национал-   демократы

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0514pprov2.htm

  Письмо  третье   - национальное  государство  и   империя  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0515pprov3.htm

Письмо  четвертое  - принцип   дополнительности   М.Ремизова    http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0516pprov4.htm

Письмо   пятое  - и   Россия  для  русских,  и  русские   для  России  http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0517pprov5.htm

  Письмо   шестое:  Россия  строила не  империю -  она  строила  СЕБЯhttp://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0518pprov6.htm

 

 


  
       ЧИСЛО            ПОСЕЩЕНИЙ       
            
Рассылка 'Советую прочитать'
 ПОИСК  ПО САЙТУ
Яndex
 
           НАПИСАТЬ  АДМИНИСТРАТОРУ  

             САЙТА

  

Рассылки Subscribe.Ru
Советую прочитать
   
     ©ВалерийСуриков