С А Й Т В А Л Е Р И Я С У Р
И К О В А ("П О Д М У З Ы К У В И В А Л Ь Д И"). ЛИТЕРАТУРА , ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА. Либеральная урла и союз Русская Церковь- Русское Государство4. Свобода самоограничения и свобода, регулируемая законом. |
ГЛАВНАЯ |
ДНЕВНИК ПОЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ЛИТ. КОММЕНТАРИЕВ |
ДНЕВНИК ФИЛ. КОММЕНТАРИЕВ |
МОЙ БЛОГ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ |
Либеральная урла и союз Русская Церковь- Русское Государство
4. Свобода самоограничения и свобода, регулируемая законом.
Религиозные учения и поныне остаются наиболее надежной основой для управления сосуществованием разумных существ. Но христианство, особенно в его евангельском (православном ) изводе, не ограничилось здесь такими проверенными, исключительно внешними средствами, как устрашения, авторитет священства, заповеди-ограничения, дарованные свыше…
Ветхозаветная идея Мессии- освободителя в христианстве получила абсолютно не совместимое со стилистикой иудаизма развитие: Сын Божий, приносящий Себя в жертву ради людей, отказывающийся, по существу, от внешней власти над ними в пользу власти внутренней, обеспечиваемой красотой Его жертвы. Эта идея в православии была доведена до совершенства, что, собственно, и выразил Достоевский, когда заметил в одном частном письме: если обнаружится вдруг, что истина не с Христом, то он предпочтет Христа, а не истину. В этом, скорей всего, и смысл его другого суждения: красота спасет мир… Красота самопожертвования… Красота самоограничения - самопожертвование как крайняя , героическая, форма самоограничения ... Красота личного самоограничения - как отклик на божественное самопожертвование...
Величие христианства именно в этом и именно поэтому оно вне-конфессионально. Христианин может рассчитывать на выживание и процветание в среде мусульман( иудеев, буддистов, язычников), лишь приняв их веру. Мусульманин(иудей, буддист, язычник ), и оставаясь в среде христиан, может не менять своей веры… Вся история России - тому доказательство. Россия и сформировалась как Русское православное - многоконфессиональное и полиэтническое - государство потому, что опиралась на это величайшее качество евангельского извода христианства. И важно понимать, что всё это отнюдь не свидетельство какой-либо ущербности иных конфессий, а только лишь указание на сущностную исключительность Православия.
И здесь можно добавить следующее. Рассуждая о монотеистическом мировосприятии, мы можем вести речь о двух крайностях последнего. О беспредельно раздутом личностном начале в иудаизме ( доктрина избранности иудеев ) и этом же начале, почти полностью свернутом в исламе. В иудаизме избыточное личностное начало индуцировано самой идеей единого Бога, которая, увы, ветхозаветным иудеям, их культуре оказалась просто не по силам. Она не была полностью усвоена ими - доктрина избранности и есть результат этого несварения. Переход от представления о едином Боге к представлению об единственном народе был слишком очевиден и соблазнителен, чтобы им не воспользоваться.
Христианство, с его идеей личного самостеснения - самообуздания личного начала - рождалось в преодолении этого совершенно естественного, можно сказать генетически обусловленного, дефекта иудаизма. Христианство, действительно, его преодолевало и тем самым не только превращалось в наднациональное миросозерцание, но и открывало эру перехода человека разумного к человеку нравственному. Человек, ограничивающий - стремящийся ограничивать - себя по внутреннему, а не внешнему закону, и есть человек нравственный.
Ислам, по относительной молодости своей возможно, этой утонченности христианства не заметил, проскочил мимо и шарахнулся из одной крайности в другую - во внешнее подавление личного начала.*(1)
Возможно, что монотеистическая религия просто не могла не иметь, в той или иной форме и в качестве следствия, представления об исключительности народа - создателя ( обладателя) этой религии. Но в так понимаемой исключительности есть нечто рефлекторное, сумеречное… Особое положение (избранность) здесь рассматривается, как дар - как данность. Отсюда утверждение своей особости через преуменьшение другого...
Русская же - православная - избранность никогда не понималась как дар: вот, мол, мы какие - дорогу нам… Русская избранность всегда была избранностью отца, а не самодовольного старшего брата - в ней доля силы, подавления не являлась определяющей. Она не утверждалась безапелляционно, а предлагалась. И потому была защитой.
В Новом Завете можно найти многочисленные свидетельства силы иудейской закваски в христианстве. В этом смысле не были исключением и ближайшие ученики Иисуса. Недаром Он прежде, чем войти в Иерусалим, так долго водит их по городам и весям, пытаясь понять, за кого они Его принимают. А они тем временем делят места, которые займут возле Него… Двадцать веков прошло, а по существу ничего не изменилось. И Он это знал: не мир Я принес, а меч - великое разделение и противостояние двух миросозерцаний.
Если принимающий христианство сам выбирает эту утонченную форму свободы - свободу самоограничения, то иудаизм, отказавшись от подобных изысков, вынужден будет соблазнять свободой внешней - регулируемой законом. Определять же законы призвана будет рать наноинквизиторов, сгруппированных в корпорации, редакции журналов, телеканалов, радиостанций - в думы всех видов и мастей…
Легенда, сочиненная Достоевским, лишь по форме своей направлена против католичества. По существу же, это - Великая Легенда о закваске иудаизма в христианстве, а значит, и в философии существования всей ( и западной и восточной ) европейской цивилизации.
Процессы, которые шли под действием этой закваски в европейском христианстве, с определенного момента начали воспроизводить себя и в сугубо светской области - в мутациях либеральных идей. Эти идеи взрастали в сильном христианском поле и несомненно отталкивались от представления о свободе самоограничения - ограничения личности, освобожденной от внешнего гнета. Но закваска делала свое дело, постепенно вытравливая сущность евангельского толкования личной свободы - перенося всю систему ограничений вовне и тем самым безгранично расширяя возможности индивидуальных импровизаций в области нравственного. Так рождался современный либерализм с его культом внешнего ограничения и полным отказом от какого-либо личного стеснения. Иллюзия безграничной свободы личности при полнейшей управляемости ею извне. Теми, кто узурпировал право называться элитой - либеральной урлой .
*(1)Подробнее здесь http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011/2011p0928mih.htm, в комментарии к шикарному исследованию Игоря Михеева.
Часть 1. http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2012/2012p0625rpc1.htm
Либеральная урла и союз Русская Церковь- Русское Государство 1.
Часть 2 . Два типа европейского миросозерцания.
Часть 3. Монотеизм и пара-монотеизм.
Часть 5. О социальной политике Русской Православной Церкви.
ЧИСЛО ПОСЕЩЕНИЙ | ПОИСК ПО САЙТУ | |
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
|
©ВалерийСуриков |